Логотип OkRussia
Логин:
Пароль:
Регистрация
Сувениры Города Статьи О сайте Контакты
OkRussia // Города России // Подольск // Государственный музей-усадьба Остафьево

Государственный музей-усадьба Остафьево

Город Подольск, Московская область


Адрес Подольский р-н, п/о Рязаново, с. Остафьево
Телефон (495) 518-52-26, 719-80-33
Пока этот объект ещё никто не оценил!
Оцените!

До настоящего времени усадьба сохраняет свое неповторимое поэтическое обаяние. С XVIII века она принадлежала древнему княжескому роду - Вяземским, среди которых наиболее известным был Петр Андреевич - поэт и литературный критик. В Остафьеве "былого след везде глубоко запечатлен...". До наших дней в усадьбе сохранились великолепный Дворец с галереями-колоннадами и флигелями, старинный усадебный парк со знаменитой липовой аллеей и храм Живо-начальной Троицы. Органичное соединение прекрасной русской природы с классической архитектурой зданий делает усадьбу Остафьево уютной и торжественной. Остафьево - усадьба, где всегда царил "дух великой русской литературы": И. Дмитриев, Д. Давыдов, В. Жуковский, К. Батюшков, Е. Баратынский, А. Тургенев, А. Грибоедов, Н. Гоголь... Здесь Н. М. Карамзин жил почти двенадцать лет и писал "Историю государства Российского". Сюда любил приезжать А. С. Пушкин. Последним законным владельцем Остафьева был граф С. Д. Шереметев, историк, член Российской Академии наук, он сделал все, чтобы сберечь усадьбу и сохранить ее раритеты. После кончины Пушкина вдова поэта в память о нем передала Вяземским некоторые вещи. Их поместили в Карамзинской комнате: черный жилет, пробитый пулей Дантеса; белая бальная перчатка, парная той, что была брошена в гроб поэта; трость с ременной кисточкой. Рядом положили восковую свечу с панихиды... Здесь в 1899 г. С. Д. Шереметев открыл общедоступный пушкинский музей к 100-летию со дня рождения великого русского поэта. В 1911 г. был установлен памятник Карамзину, в 1913 г. - Пушкину, Жуковскому, Вяземскому В 1930 г. остафьевский музей был закрыт и разорен, в усадьбе устроили дом отдыха. Прошли десятилетия... В 1989 г. музей пережил свое второе рождение, сегодня усадьба Остафьево "Русский Парнас" находится в стадии активной музейной деятельности. Остафьево - это предания и легенды, миф и реальность, причудливое переплетение судеб и времен. Ежегодно в усадьбе Остафьево в первое воскресенье июня в честь рождения А. С. Пушкина проводится праздник поэзии и в начале февраля отмечается день поминовения великого русского поэта. В эти памятные дни в усадьбу приезжают потомки А. С. Пушкина и все те, кому это имя дорого и священно. Овальный зал музея с его прекрасной акустикой как нельзя лучше подходит для выступлений музыкантов и артистов, здесь проходят международные конкурсы русского романса, концерты старинной музыки, классической оперетты и оперы с участием известных музыкантов и исполнителей, именно здесь в феврале этого года состоялось торжественное открытие городского музыкального фестиваля детского творчества, посвященного юбилею Щербинки. Сквозь стекла высокой двери, выходящей в парк из овального зала, видна старая липовая аллея, которую Пушкин назвал "Русский Парнас". Великие тени - Карамзин, Жуковский, Батюшков, Вяземский, Пушкин, Баратынский - как бы сквозят между дерев, когда звучит музыка... Усадьбу Остафьево с легкой руки Пушкина стали называть «Русским Парнасом» — и есть за что! В разные времена здесь бывали (иные подолгу жили) И. И. Дмитриев, К. Н. Батюшков, В. А. Жуковский, Е. А. Боратынский, В.Л. Пушкин, А. С. Грибоедов, А. Мицкевич, А. И. Мусин Пушкин, Д. В. Давыдов. В. К. Кюхельбекер, М. П. Погодин, Н. В Гоголь. Н. М. Карамзин писал в Остафьеве «Историю государства Российского». Не раз навещал своего друга, хозяина усадьбы поэта П. А. Вяземского, Александр Сергеевич Пушкин. Имя Пушкина нерасторжимо в нашем сознании с целой эпохой в истории России, в истории литературы. Пушкин — колоссальное явление русской жизни, и уже бесспорная мысль эта заставляет нас внимательнейшим образом вглядываться, вдумываться во все, что входит в сферу притяжения самого имени — Пушкин. Та обстановка, в которой жили хозяева Остафьева, те предания, которые хранила эта земля, характер людей, с которыми встречался поэт, говорил, спорил, — все помогает лучше понять и почувствовать и эпоху и человека, с нею связанного. Порой незначительная деталь многое расскажет внимательному уму, поэтому не станем пренебрегать такими деталями и здесь, в Остафьеве. Природа Остафьева, неброская и типично русская, уже сама по себе должна была чем-то определять характер, духовное состояние, настроение людей, живших здесь и бывавших. Хорошо сказал о ней один из более поздних владельцев усадьбы — С. Шереметев: «Кто ищет богатства и разнообразия природы, у кого мысль блуждает и уносится в чужую даль, того не удовлетворит скромная природа Остафьева, но у кого не иссякло родное чувство, тот поймет, что здесь он дома, потому что эта природа — Русь». Описал Остафьево и сам князь П. А. Вяземский: «Пред домом круглый луг, за домом темный сад, Там роща, там овраг с ручьем, курганов ряд, Немая летопись о безымянной битве; Белеет над прудом пристанище молитве, Дом Божий, всем скорбям гостеприимный дом. Там привлекают взор далече и кругом В прозрачной синеве просторной панорамы Широкие поля, селенья. Божьи Храмы, Леса, как темный пар, поемные луга И миловидные родные берега Извилистой Десны, Любучи молчаливой, Скользящей вдоль лугов струей своей ленивой». Остафьево известно с конца XVI века как поместье Прокопия Ляпунова, видного исторического деятеля Смутного времени. Промышленник К. М. Матвеев, владевший усадьбой во второй половине XVIII века, выстроил церковь Архангела Михаила (начало 1780-х годов). К основному кубическому объему храма, над которым возвышается глухая ротонда, увенчанная куполом с четырьмя люкарнами, примыкают с противоположных сторон равные по высоте и ширине трапезная и алтарная часть. Элементы декора храма частично выполнены из белого камня. Интересен интерьер церкви. Внутреннее помещение не квадратное в плане, как можно было ожидать, исходя из внешнего вида здания, а круглое, причем его диаметр равен внутреннему диаметру венчающей ротонды. Ротонда как бы встроена нижней частью в кубическое основание. Подобный прием является характерной чертой архитектуры барокко, влияние которой чувствуется в этом раннеклассическом памятнике. Церковная колокольня частично разрушена. Завершение храма не сохранилось. В 1792 году Остафьево приобрел екатерининский вельможа князь Андрей Иванович Вяземский. Род Вяземских — древний. Впервые они упомянуты в исторических документах в 1300 году, а начало рода сами Вяземские через ветвь смоленских князей вели к великим князьям киевским и, естественно, к Рюрику. Из известных исторических деятелей, принадлежавших к этому роду (правда, другому, чем хозяева Остафьева, ответвлению его), называют Афанасия Вяземского, одного из главных опричников Ивана Грозного. Пушкин, неравнодушный к древности собственного рода, конечно, должен был с большим интересом отнестись ко всем этим сведениям — уходящим в глубь веков родословным он придавал немалое значение. А. И. Вяземский выстроил в Остафьеве большой дворец, сохранившийся и по сей день. Двухэтажная центральная часть дворца украшена шестиколонным коринфским портиком. Два боковых флигеля соединялись с центральной частью сквозной колоннадой, которая имела кверху открытые террасы. Позднее террасы были покрыты двускатными кровлями. Уже после революции колоннаду застеклили, что исказило облик этого великолепного классицистического сооружения. В прежние времена дворец был увенчан бельведером, за ветхостью разобранным. Сохранился первоначальный чертеж фасада дворца. На чертеже здание покрыто рустом, боковые флигели увенчаны световыми барабанами. Эти архитектурные детали так и остались на бумаге; поэтому возникло предположение, что строительство дворца велось в отсутствие архитектора, составлявшего проект. К сожалению, чертеж не был подписан автором, имя его до сих пор установить не удалось, однако, как пишет профессор М. А. Ильин, «форма флигелей со скошенными углами и низкими, в один этаж, портиками заставила предполагать авторство И, Е. Старова, хотя существует предание, что сам владелец усадьбы, интересовавшийся архитектурой, составил проект дома». Если А. И. Вяземский действительно принимал участие в строительстве, осуществляя в отсутствие автора надзор за возведением дворца (разумеется, самый поверхностный), то это может объяснить и некоторые расхождения с первоначальным проектом и возникновение самого предания об авторстве Вяземского: хозяин мог получить чертеж, но изменить замысел оформления В соответствии со своими вкусами. Интерьер дворца интересен расположенным по центральной оси здания типичным для многих усадебных домов овальным залом, которому соответствует со стороны паркового фасада полукруглый выступ, украшенный пилястрами. Сама усадьба сохранила некоторые черты центрально-осевой композиции. Композиционная ось усадьбы совпадает с осью симметрии главного дома. По этой оси расположен въезд в усадьбу по плотине пруда, а со стороны паркового фасада — большая липовая аллея. Вблизи дома явно просматриваются следы четкой регулярной планировки парка (в настоящее время в основном утраченной), но партер перед главным фасадом отличается уже свободным расположением дорожек. Планировка партера, а также устройство большого пейзажного парка, примкнувшего к регулярному, относится к рубежу XVIII — XIX веков, когда владельцем усадьбы стал А. И. Вяземский. Большой пруд, обрамляющий усадебный ансамбль, придает Остафьеву особое обаяние. Возведение церкви в стороне от центра усадьбы, над прудом, - прием, нередко ветречающийся в усадебной планировке. «Белеет над прудом пристанище молитве, Дом Божий, всем скорбям гостеприимный дом». Владельцы Остафьева собрали во дворце огромную по тем временам библиотеку, начало которой положило собрание А. И. Вяземского в пять тысяч томов. (Поэт П. А. Вяземский пополнил библиотеку семью тысячами книг, а его сын, П. П. Вяземский, — еще десятью тысячами.). Первый хозяин усадьбы был страстный книгочей. Петр Андреевич вспоминал об отце: «Большую часть дня просиживал он у камина. (...) В доме была значительная библиотека, ежегодно обогащаемая новыми произведениями французской литературы, ...Любимое чтение его были исторические и философские книги». Но это было уже к концу жизни князя. В молодости же он много служил — сначала в военной, потом в гражданской службе. Добился больших чинов, был одно время генерал-губернатором в Пензе, но не удержался на этой должности после вступления на престол Павла I, ушел в отставку.

C сайта: www.podolsk-life.ru

Изображения:


Пока этот объект ещё никто не оценил!

Вы сможете добавлять комментарии и выставлять оценки, когда зарегистрируетесь или войдете на сайт если вы уже зарегистрированы!

Комментарии:

Новый сувенир

добавил: olqr
Конструктор Лесовичок
из Кирова

Популярный сувенир

добавил: olqr
Чурчхела
из Анапы

Поделиться